ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ОСЯНИНОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №179»

Конспект занятия «Право на труд и на отдых» в подготовительной к школе группе

Цель: осознание детьми значения труда и отдыха для человека.
Содержание занятия:

Задачи:

- формирование представлений о понятиях «рабочий день»«безработица»«заработная плата»«профессия»«разумный отдых»;

- продолжение изучения таких документов, как Всеобщая декларация прав человекаКонституция РФ;

- формирование правовой культуру и гражданской активности, чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование: тексты документов «Всеобщая декларация прав человека»«Конституция РФ»; иллюстрации и картины с изображением людей разных профессий, разных видов трудовой деятельности и отдыха, карточки с пословицами о труде и лени, магнитная доска, магниты, тексты литературных произведений.

Содержание занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наш разговор о правах человека. А о каких правах человека вы уже узнали? ( ответы детей: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право выбора местожительства, свободу передвижения, защиту в суде, неприкосновенность жилища, право на защиту чести и достоинства, свободу убеждений, совести.)

II. Основная часть

Воспитатель:-

- Сегодня мы с вами поговорим о праве на труд и праве на отдых. Давайте ознакомимся с содержанием статья 23 Всеобщей декларации прав человека (читает воспитатель или хорошо читающий ребёнок) :

- Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

- Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

- Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

(Беседа по содержанию статьи. Разъяснение в доступной форме понятий «рабочий день»«безработица»«дискриминация»«заработная плата»«профессия»«разумный отдых»).

Воспитатель:

- Ребята, а все ли должны трудиться? Так ли важно трудиться(Ответы детей).

(Да, труд не только главный источник материальных благ, по отношению к труду мы судим о человеке.)

Правильнотрудолюбивые люди всегда пользовались уважением окружающих, а наш народ сочинил много пословиц и поговорок о труде, о работе. Предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание 1

- Какой-то человек рассыпал слова из пословицы, а собрать поленился. Кто из вас сможет восстановить пословицу?

(Кто в понедельник - бездельник, тот и во вторник не работник.)

- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.)

- Какие еще пословицы о труде вы знаете? Давайте их соберём!

Задание 2.

Раскладываются карточки с текстами пословиц - на одних карточках- начало пословиц, на других- их. окончание. Детям предлагается собрать тексты пословиц и закрепить карточки на магнитной доске.

Пословицы:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время - потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто не работает, тот не ест.

Дело мастера боится.

После дела за советом не ходят.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Терпение и труд всё перетрут

(беседа по смыслу пословиц)

Воспитатель:

- Дети, а сколько есть литературных произведений, где прославляются трудолюбивые люди и порицаются ленивые! Какие сказки на такую тему вы знаете? («Золушка»«Мороз Иванович»«Двенадцать месяцев» и другие).

- Ребята, а как вы понимаете выражение «золотые руки»(Ответы детей).

Воспитатель:

-Ребята, послушайте стихотворение Зинаиды Александровой «Золотые руки»

Золотые руки у парнишки,

Что живет в квартире номер пять.

К мастеру приходят понаслышке

Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,

В ссадинах и пятнах от чернил

Глобус он вчера подклеил в школе,

Радио соседке починил.

Вам спираль переменил на плитке,

Подновил дырявое ведро.

У него гремят в карманах слитки

Олово, свинец и серебро.

Ходики собрать и смазать маслом

Маленького мастера зовут.

Если электричество погасло,

Золотые руки тут как тут.

Мать руками этими гордится.

Хоть всего парнишке десять лет,

Пробку сменит он – и загорится

В комнатах живой и яркий свет.

Не успев прочесть об этом в книжке,

До всего дошел он наугад.

«Золотые руки у парнишки!» —

Про него соседи говорят.

Воспитатель:

- Ребята, а для того чтобы в будущем честно трудиться, нужно получить образование и профессию. Обратите внимание на картины и иллюстрации. Люди каких профессий на них изображены? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Я предлагаю выполнить ещё одно задание.

Задание 3. Отгадывание загадок о профессиях

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(Маляр.)

Ночью, в полночь, на рассвете

Службу он несет в секрете.

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу.

(Пограничник.)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это

(Космонавт.)

Кто в дни болезней

Всех полезней?

И лечит вас

От всех болезней?

(Доктор.)

(Можно использовать на занятии выдержки из произведений Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковского «Кем быть?»)

Воспитатель:

- Молодцы! А кем вы хотите быть. когда подрастёте? (Ответы детей)

-Ребята, а как вы понимаете пословицу «Сделал дело - гуляй смело»(Ответы детей)

- Да, мы сегодня говорим и об отдыхе тоже.

(Знакомство с содержанием статьи 24 Всеобщей декларации прав человека).

Статья 24. Всеобщей декларации прав человека

- Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

-Ребята. Понятны ли вам слова «досуг»«отпуск»(Разъяснение понятий).

- А что значит «разумный отдых» ?

(Отдыхать нужно с пользой для здоровья, развития, приводятся примеры такого отдыха- занятие спортом, прогулки на свежем воздухе, походы, катание на лыжах, коньках и др.).

Воспитатель:

-А ещё, ребята, мы не должны забывать, что развлечения одних не должны нарушать права других людей (например, шумное времяпрепровождение, особенно в позднее время, может помешать отдыхать соседям и т. п.).

- Приведите примеры неправильного использования детьми своего свободного времени. (Ответы детей).

Воспитатель: Вот и в Конституции нашей страны в статье 37 говорится: «Труд свободен…Принудительный труд запрещён…. Каждый имеет право на отдых…» (Читается и обсуждается статья 37 Конституции РФ).

III. Итог занятия. Рефлексия.

- Итак, о каких правах человека вы сегодня узнали? (Право на свободный трудправо на отдых, защиту от безработицы.)

- О чём мы сегодня вели с вами беседу?

- Почему говорят «Делу - время, потехе -час?»

-Вам понравилось сегодня на занятии(ответы детей)

- Какое настроение было у вас всё это время?

- Хочется ли вам рассказать об этом занятии своим близким?

21 декабря 2023 в 14:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.