ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ОСЯНИНОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №179»
|
Конспект занятия «Право на труд и на отдых» в подготовительной к школе группеЦель: осознание детьми значения труда и отдыха для человека.
Задачи: - формирование представлений о понятиях «рабочий день», «безработица», «заработная плата», «профессия», «разумный отдых»; - продолжение изучения таких документов, как Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ; - формирование правовой культуру и гражданской активности, чувства ответственности за свои поступки. Оборудование: тексты документов «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция РФ»; иллюстрации и картины с изображением людей разных профессий, разных видов трудовой деятельности и отдыха, карточки с пословицами о труде и лени, магнитная доска, магниты, тексты литературных произведений. Содержание занятия: Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наш разговор о правах человека. А о каких правах человека вы уже узнали? ( ответы детей: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право выбора местожительства, свободу передвижения, защиту в суде, неприкосновенность жилища, право на защиту чести и достоинства, свободу убеждений, совести.) II. Основная часть Воспитатель:- - Сегодня мы с вами поговорим о праве на труд и праве на отдых. Давайте ознакомимся с содержанием статья 23 Всеобщей декларации прав человека (читает воспитатель или хорошо читающий ребёнок) : - Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. - Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. - Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. (Беседа по содержанию статьи. Разъяснение в доступной форме понятий «рабочий день», «безработица», «дискриминация», «заработная плата», «профессия», «разумный отдых»). Воспитатель: - Ребята, а все ли должны трудиться? Так ли важно трудиться? (Ответы детей). (Да, труд не только главный источник материальных благ, по отношению к труду мы судим о человеке.) - Правильно, трудолюбивые люди всегда пользовались уважением окружающих, а наш народ сочинил много пословиц и поговорок о труде, о работе. Предлагаю вам выполнить следующее задание. Задание 1 - Какой-то человек рассыпал слова из пословицы, а собрать поленился. Кто из вас сможет восстановить пословицу? (Кто в понедельник - бездельник, тот и во вторник не работник.) - Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.) - Какие еще пословицы о труде вы знаете? Давайте их соберём! Задание 2. Раскладываются карточки с текстами пословиц - на одних карточках- начало пословиц, на других- их. окончание. Детям предлагается собрать тексты пословиц и закрепить карточки на магнитной доске. Пословицы: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Делу время - потехе час. Труд человека кормит, а лень портит. Кто не работает, тот не ест. Дело мастера боится. После дела за советом не ходят. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Терпение и труд всё перетрут (беседа по смыслу пословиц) Воспитатель: - Дети, а сколько есть литературных произведений, где прославляются трудолюбивые люди и порицаются ленивые! Какие сказки на такую тему вы знаете? («Золушка», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев» и другие). - Ребята, а как вы понимаете выражение «золотые руки»? (Ответы детей). Воспитатель: -Ребята, послушайте стихотворение Зинаиды Александровой «Золотые руки» Золотые руки у парнишки, Что живет в квартире номер пять. К мастеру приходят понаслышке Сделать ключ, кофейник запаять. Золотые руки все в мозолях, В ссадинах и пятнах от чернил Глобус он вчера подклеил в школе, Радио соседке починил. Вам спираль переменил на плитке, Подновил дырявое ведро. У него гремят в карманах слитки Олово, свинец и серебро. Ходики собрать и смазать маслом Маленького мастера зовут. Если электричество погасло, Золотые руки тут как тут. Мать руками этими гордится. Хоть всего парнишке десять лет, Пробку сменит он – и загорится В комнатах живой и яркий свет. Не успев прочесть об этом в книжке, До всего дошел он наугад. «Золотые руки у парнишки!» — Про него соседи говорят. Воспитатель: - Ребята, а для того чтобы в будущем честно трудиться, нужно получить образование и профессию. Обратите внимание на картины и иллюстрации. Люди каких профессий на них изображены? (Ответы детей). Воспитатель: - Я предлагаю выполнить ещё одно задание. Задание 3. Отгадывание загадок о профессиях Вот на краешке с опаской Он железо красит краской. У него в руках ведро, Сам расписан он пестро. (Маляр.) Ночью, в полночь, на рассвете Службу он несет в секрете. На тропе, на берегу, Преграждая путь врагу. (Пограничник.) Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это (Космонавт.) Кто в дни болезней Всех полезней? И лечит вас От всех болезней? (Доктор.) (Можно использовать на занятии выдержки из произведений Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковского «Кем быть?») Воспитатель: - Молодцы! А кем вы хотите быть. когда подрастёте? (Ответы детей) -Ребята, а как вы понимаете пословицу «Сделал дело - гуляй смело»? (Ответы детей) - Да, мы сегодня говорим и об отдыхе тоже. (Знакомство с содержанием статьи 24 Всеобщей декларации прав человека). Статья 24. Всеобщей декларации прав человека - Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. -Ребята. Понятны ли вам слова «досуг», «отпуск»? (Разъяснение понятий). - А что значит «разумный отдых» ? (Отдыхать нужно с пользой для здоровья, развития, приводятся примеры такого отдыха- занятие спортом, прогулки на свежем воздухе, походы, катание на лыжах, коньках и др.). Воспитатель: -А ещё, ребята, мы не должны забывать, что развлечения одних не должны нарушать права других людей (например, шумное времяпрепровождение, особенно в позднее время, может помешать отдыхать соседям и т. п.). - Приведите примеры неправильного использования детьми своего свободного времени. (Ответы детей). Воспитатель: Вот и в Конституции нашей страны в статье 37 говорится: «Труд свободен…Принудительный труд запрещён…. Каждый имеет право на отдых…» (Читается и обсуждается статья 37 Конституции РФ). III. Итог занятия. Рефлексия. - Итак, о каких правах человека вы сегодня узнали? (Право на свободный труд, право на отдых, защиту от безработицы.) - О чём мы сегодня вели с вами беседу? - Почему говорят «Делу - время, потехе -час?» -Вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей) - Какое настроение было у вас всё это время? - Хочется ли вам рассказать об этом занятии своим близким? 21 декабря 2023 в 14:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.